Мир меняется, но кое-что остаётся прежним: ФИПИ опубликовал проекты новых КИМов по ЕГЭ в начале учебного года. Школьники начали готовиться к экзаменам и уже заметили изменения в заданиях. Сразу скажем: ничего серьёзного в этом году не появилось, но обратить внимание стоит почти на все предметы, кроме географии — в ней всё осталось по-прежнему. Рассказываем о важных и не очень изменениях в ЕГЭ.
Пройдите пробный ЕГЭ и получите разбор ошибок от эксперта.
Проекты контрольно-измерительных материалов ЕГЭ традиционно публикуются в августе. ФИПИ показывает выпускникам и преподавателям планируемые изменения, а затем даёт время на ознакомление с изменениями. Согласно регламенту, проекты проходят общественное обсуждение и уже в ноябре демоверсии утверждаются окончательно — с момента второй публикации вносить правки в материалы запрещено. В этом году замечания принимали до 30 сентября 2022 года.
Разница между проектами и окончательными КИМами, как правило, небольшая. Поэтому изучать те документы, которые опубликованы на сайте ФИПИ, уже можно. Зачем это делать? Демоверсии задают «правильный тон» экзамен этого года. Помимо заданий, в них также содержатся критерии оценивания, которые во многом определяют стратегии подготовки.
Определить, что именно поменялось в экзаменах — легко, потому что ФИПИ, помимо самих демонстрационных вариантов, также публикует справку, объясняющую изменения в ЕГЭ.
Русский язык
В ЕГЭ по русскому языку поменяли формулировки некоторых заданий, систему ответов и несколько критериев. Но главное — первичный балл за весь экзамен стал ниже. Теперь набрать можно максимум не 58, а 54 балла. В каких заданиях убрали баллы:
Задание №87: вместо 5 максимальных баллов — только 3.
Задание №26: теперь за него дают всего 3 балла вместо 4.
Заново придётся изучать орфоэпический словник и словарик паронимов. Уровень сложности заданий №3, №21 и №26 стал выше. А вот в сочинении школьников больше никто и ничто не ограничивает — верхней планки больше нет.
Наконец, объясняем, почему готовиться по старым КИМам не получится. Поменялись первые три задания. Теперь задания №1 — бывшее задание №2, которое даже сохранило формулировки. Задание №2 теперь требует определение лексического значения слов. Задание №3 проверяет навык определять стилистические характеристики текста (оно, кстати, отныне повышенной сложности).
Также изменилась формулировка задания №4 и система ответов на него. Теперь верных ответов может быть несколько. Что-то похожее произошло и с заданием №9 (на правописание гласных и согласных в корне), где добавили новый языковой материал.
Во второй части новая формулировка у задания №27, то есть сочинения. Изменились и критерии оценки вместе с критериями оценки сочинения К1-К3 и К12.
Базовая и профильная математика
Задания по базовой математике не изменились. Единственная «новинка» — структура. Теперь задания, которые проверяют знания из разных разделов математики, идут до блоков по алгебре и геометрии. Это, как сообщается в сопроводительной записке, позволит эффективнее организовать решение задач.
Как и в случае с базовой математикой, задания по математике профильной содержательно не поменялись, но были перегруппированы в первой части. Теперь сначала идёт геометрия, потом комбинаторика, статистика, теория вероятностей, а уже после — алгебра, в том числе уравнения и неравенства, функции и матан. На самом деле, это ни на что не влияет: решать задачи выпускник волен в любом порядке.
Во второй части не поменялось вообще ничего: и критерии, и время на задания, и система перевода первичных баллов остались теми же.
Физика
Количество заданий, критерии оценивания и время выполнения работы остались такими же. Правда, небольшой лоск навели в 1-й части КИМ, где поменяли расположение задач — теперь интегрированные задания №1 и №2 стали заданиями №20 и №21. Словом, снова добавили логики.
Во второй части расширили тематику задания №30, которое традиционно содержит задачи высокого уровня по механике. Теперь кроме задач на применение законов Ньютона и задач на применение законов сохранения энергии, в материал добавили задачи по статике.
Химия
Теперь иначе будет выглядеть условие в задании №23, где до сих пор будут проверять умение рассчитывать концентрации веществ. Никаких больше таблиц концентрации веществ — все количественные данные будут представлены в виде текста. В общем, табличку придётся рисовать самостоятельно (но это нетрудно).
Ещё немного структурных изменения: задания №33 и №34 поменяли местами, так что теперь задания №33 проверяет навык определять молекулярную и структурную формулы вещества, а задание №34 — с расчётной формулой. Некоторые задания — №9, №12 и №16 — усложнились.
Биология
Редкий в этом году экзамен, число заданий в котором увеличилось — ровно на одну штуку. Дополнительный вопрос добавили в первую часть. Теперь решать придётся 29 заданий, а максимальное количество первичных баллов дошло до 58. А вот из второй части задачу, наоборот, убрали — речь про №24.
Задания №23 и №24 (в новой нумерации) объединили в единый мини-модуль. Более связанными сделали ещё несколько пар заданий: №5-6, №9-10, №13-14 — они относятся к одним и тем же темам.
История
Ещё один экзамен с пополнением — история, где с этого года будет 21 задание. Прибавили и время на выполнение работы: оно будет доходить до 210 минут. Первичный балл тоже увеличили с 38 до 42.
Какие именно задания добавили? Одно — на проверку знаний фактов истории Великой Отечественной войны (задание №8) и задание на сравнение исторических событий, процессов и явлений (задание №20). Заданий на знание истории ВОВ стало гораздо больше — не менее 20%.
Ещё одно небольшое изменение — уточнение критериев оценивания заданий №18-19.
Обществознание
Снова косметические изменения: скорректировали формулировку задания №18, где теперь не нужно будет заучивать термины — только сформулировать три признака. В задания №3 уменьшили максимальный балл за выполнение — вместо двух будет один.
А вот в задании №25 балл, наоборот, увеличили с 4 до 6. Задание обзавелось сложными формулировками, которые, вероятно, смогут вызвать затруднения у некоторых выпускников. Экзаменуемым придётся писать более развёрнутые обоснования своих ответов. Появилось в задании что-то от сочинения по русскому: выпускники должны будут постараться, чтобы попасть в ключи.
Литература
В задании №9 больше не будут точно указывать количество правильных ответов, которое может варьироваться от 2 до 4. Кстати, именно это задание вызвало скандал в прошлом году. Как раз из-за точно указанного числа правильных ответов.
Иностранные языки
Во всех КИМах, кроме китайского языка, заданий в третьем разделе «Грамматика и лексика» стало меньше — теперь их не 20, а всего 18. Уменьшили и максимальное количество баллов за выполнение задания №1, №2, №10 и №11. Уточнили формулировки задания №38 в письменной и №4 в устной частях, а ещё критерии оценки заданий №37 в письменной и №3 в устной частях соответственно.
В китайском языке изменения тоже небольшие. Увеличили объём ответа в задании №2 устной части, скорректировали формулировку задании №3. Также изменения коснулись заданий №17, №23, №26. Наконец, сократили количество вариантов ответов в заданиях №15-18, 22 и 23.
Информатика
В экзамене появилось два новых задания. Одно, №6, посвящено анализу алгоритма для конкретного исполнителя и определению возможных результатов работы алгоритмов управления.
Ещё одно новое задание, №22, будет выполняться с использованием файла, необходимого для решения задачи по параллельному программированию и организации многопоточных вычислений.
Критических изменений, которые требовали бы глобальных изменений в стратегиях подготовки к экзаменам, в этом году нет. Для того чтобы успешно справиться с ЕГЭ-2023, достаточно, как обычно, готовиться по актуальным материалам и хорошо разобрать свежий кодификатор. Удачи!